edik_m (edik_m) wrote,
edik_m
edik_m

Categories:

Про пиратство

Пока в "что читать" спорят о моральности существования интернет-библиотек:)
Несколько лет назад Тим О’Рейли (Tim O’Reilly), президент крупнейшей американской издательской компании O’Reilly & Associates (г.Себастопол, шт. Калифорния), представил аналитикам и работникам средств массовой информации статью «Пиратство как прогрессивный налог и другие мысли об эволюции распространения контента в Сети» («Piracy is Progressive Taxation, and Other Thoughts on the Evolution of Online Distribution»), в которой высказал весьма парадоксальные мысли о пиратстве. (С данной статьей можно подробнее ознакомиться на сайте The O’Reilly Network — http://www.openp2p.com/pub/a/p2p/2002/12/11/piracy.html.) Размышления издателя о пиратских файлообменных сетях в Интернете многим показались весьма неожиданными: О’Рейли не давал наставлений и не угрожал санкциями, напротив — он отмечал положительные моменты распространения контрафактной продукции.
Пираты — друзья авторов

О’Рейли прямо заявил, что последний, кто должен обижаться на пиратов, — это автор произведения. Самое страшное, что ему может угрожать, — это безвестность, а слава, пусть даже скандальная и не приносящая прямых дивидендов, все равно пойдет ему на пользу. Многие авторы думают, что стоит только найти издателя и заключить с ним официальный договор, как наступит исполнение всех их желаний, — на деле же такая тактика обычно ведет к длинной цепочке разочарований. Например, ежегодно издается более сотни тысяч книг и в продаже постоянно находится несколько миллионов наименований. Между тем сколько-нибудь заметным спросом пользуются менее 10 тыс. названий, и даже самые крупные магазины предлагают покупателям не более 100 тыс. Остальное просто залеживается на полках, а по истечении определенного срока возвращается на склад, откуда единственная дорога — в макулатуру.
Возможно, многие издания вполне заслужили такую судьбу, но большая их часть не находит своего читателя из-за огромного разрыва между предложением и спросом: их обязательно купили бы, если бы хоть кто-нибудь знал об их существовании. Об этом говорят многие авторы, которым посчастливилось получить от издателей права на свои книги и которые разместили их затем в Интернете (причем в свободном доступе). Сеть помогла этим книгам найти читателей, так как здесь проще распространять информацию об изданиях. Более того, очень многие, узнав о книге и ознакомившись с ее содержанием, пожелали купить и ее бумажный вариант.
Такие Интернет-магазины, как Amazon (или его отечественный аналог — Ozon), играют огромную роль в распространении информации о книгах и позволяют приобретать нужные. Именно благодаря этим сайтам издания, которые иначе не имели бы ни одного шанса попасться кому-нибудь на глаза, могут быть найдены и куплены. Но даже в этом случае лишь немногие книги продаются по прошествии года-двух после выхода из печати.

Точно так же дело обстоит с музыкальными компакт-дисками и даже с фильмами. Десятки тысяч музыкантов самостоятельно записывают свои диски, но лишь немногие счастливцы находят издателей, а из них только единицы добиваются заметного объема продаж. Вся остальная музыка для потребителя просто не существует.
Может быть, вы думаете, что с фильмами дело обстоит иначе? Отнюдь нет! Хотя, фильмов из-за высокой стоимости кинопроизводства выпускается гораздо меньше, чем книг или музыкальных дисков, но и у них все тот же враг — безвестность. Вы, наверное, никогда не задумывались, из чего складываются многомиллионные бюджеты популярных блокбастеров? Производители не очень любят это афишировать, предпочитая оглашать лишь фантастические гонорары звезд. Но на самом деле более половины бюджета фильма уходит на одну только рекламу! Задумайтесь, если вам говорят, что фильм обошелся в 200 млн. долл., значит более 100 млн. ушло не на звезд, не на потрясающие компьютерные спецэффекты, а на рекламные билборды, афиши, растяжки, публикации, ролики, ознакомительные шоу и т.д. и т.п.
При этом тысячи независимых режиссеров отчаянно нуждаются в дистрибьюции их творений и не находят своего зрителя. В лучшем случае их фильмы изредка показываются на местных кинофестивалях или демонстрируются среди коллег. И с развитием цифрового кинематографа, когда снять фильм станет не сложнее, чем записать композицию у кого-нибудь на квартире или создать роман на чердаке, ситуация только усугубится — фильмам станет еще труднее находить своих зрителей.
Пираты помогают прогрессивным издателям

Звукозаписывающие компании и киностудии не устают заявлять, что Интернет и файлообменные сети наносят непоправимый ущерб их бизнесу. Но тот же О’Рейли утверждает, что пиратство, в самом худшем случае, можно сравнить с обычным магазинным воровством, то есть с неизбежными издержками торговли. Более того, кража в магазине единственного экземпляра книги, кассеты или диска наносит издателям больший вред, чем появление в пиратских файлообменных сетях того или иного издания. Так, украденный экземпляр выпадает из поля зрения потенциальных покупателей, а в магазине считают, что данная единица спросом не пользуется, поэтому заказы на нее не возобновляются и она выходит из оборота. А любое появление издания у пиратов, напротив, свидетельствует о росте интереса к нему и заставляет издателя активизировать его продажу по своим каналам.
Более того, издательское дело, индустрия звукозаписи и кинопромышленность в любых условиях неизбежно обрастают сетью посредников, которые дробят рынок на обозримые части, — без посредников торговля не развивалась бы. Издатели сводят авторов и продавцов, продавцы — покупателя и издателя. Оптовики посредничают между мелкими издательствами и розницей, а распространители специализированных товаров ищут новые каналы сбыта. Способы группировки и отбора товаров могут меняться вместе с технологиями, но необходимость в них остается всегда.
Новые технологии электронного распространения продукции меняют лишь сеть таких посредников, не изменяя при этом существа данного бизнеса. Например, при поиске в Google или в какой-либо другой поисковой системе, применяющей индекс цитирования при ранжировании страниц, учитываются неявные рекомендации пользователей, подобно тому, как в торговле при формировании заказа принимается в расчет статистика продаж. Таким образом, наряду со статистикой продаж издатель получает еще один инструмент для изучения спроса. И в этом смысле популярность у пиратов — дополнительный инструмент в руках энергичного издателя.
Весь вопрос о пиратстве сводится к тому, как авторам нужно использовать новые технологии для продвижения своих произведений. А для издателя угроза пиратства заключается лишь в том, что он не успеет осознать свою роль в новой среде до того, как это сделает какой-нибудь пират. Когда новые издатели заполнят те области, где борцы с пиратством потерпели неудачу, разговоры о контрафактной продукции прекратятся — в конце концов законов по борьбе с воровством и нелегальным предпринимательством у нас вполне достаточно. По мере становления этого рынка разовьется новый коммерческий маркетинг и шаг за шагом выстроится новая цепочка посредников, отвечающих требованиям сетевого медиарынка. А до тех пор, пока можно будет зарабатывать на заполнении разрыва между новой и старой средами распространения, будут существовать и пираты.
Следует отметить, что файлообменные сети активизировали торговлю компакт-дисками на онлайновых аукционах, что способствует расширению традиционных каналов распространения, используемых звукозаписывающей отраслью. Со временем онлайновые музыкальные сервисы могут вытеснить и компакт-диски, и другие материальные носители — точно так же, как звукозапись когда-то оттеснила на периферию издателей нот и превратила фортепьяно из домашнего «музыкального центра» в ностальгический символ. Хотя музыкальные произведения по-прежнему исполняются, а ноты издаются. Таким образом, даже вопрос о том, перестанут ли в своем нынешнем виде существовать книгоиздание, звукозапись и киноиндустрия, для издателя, по существу, вторичен — всегда останется то, что нужно будет издавать.
От использования пиратских файлообменных сетей официальным издателям может быть и другая выгода. Как, например, люди ищут записи в файлообменных системах? Естественно, пытаются найти то, что уже раскручено, и скачать найденное бесплатно. С одной стороны, это вроде бы негативно сказывается на продажах и приносит убытки издателю. Однако раз вещь уже раскручена, то сливки с ее продаж уже сняты, и даже если кто-то украдет ее из Сети, это помешает лишь снять с продаж дополнительную прибыль. С другой стороны, поиск известных исполнителей или произведений имеет принципиальные ограничения, поскольку опирается на ограниченное пространство имен (имена авторов/названия произведений), а при вводе дополнительных признаков, что доступно в поисковых системах, не только находится нужное произведение, но и непременно выдаются другие, ассоциированные с ним по какому-либо признаку. Обычно именно этот признак и является для пользователей наиболее существенным при поиске, благодаря чему просматриваются и другие произведения, спрос на которые в противном случае был бы нулевым.
Музыкой и фильмами обмениваются в Сети и энтузиасты, не имеющие возможности приобрести их на законном основании. А если предоставить им разумную альтернативу по справедливой цене, да еще с удобными средствами поиска и оплаты, то многие потребители перестанут обмениваться незаконными копиями и начнут приобретать легальные. Конечно, так будут делать далеко не все, но тот же О’Рейли утверждает, что, например, его издательство не замечает сколько-нибудь серьезного сокращения продаж печатных книг, которые одновременно предлагаются читателю в электронном виде. Меломаны же всегда предпочтут купить качественную музыкальную запись в красивом оформлении, и ни один из настоящих поклонников кино не будет покупать DVD в формате 10:1 с отвратительным качеством пережатого изображения и полным отсутствием какого бы то ни было объема в звучании. Так что бороться надо лишь с незаконной коммерческой деятельностью — с массовым тиражированием и перепродажей контрафактной продукции, идентичной по качеству оригинальной.
А для того, чтобы вытеснить существующую систему распространения контрафакта, издателю нужно выработать свой собственный механизм для продвижения и продажи продукции, удобный для покупателя.



Ну и так далее
Tags: книги, пиар
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments